Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

происхождение языка

Гуманитарный словарь

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА́ (глоттогенез) - проблема зарождения язык. способности человека (связанная с представлениями о природе яз. вообще), одна из древнейших проблем, связанных с лингвистикой, занимавшая человечество на протяжении многих веков. К кругу вопросов, связанных с П. Я., относятся следующие: Какой из языков мира самый древний? Произошли ли все языки мира от этого языка? Каким образом создавались слова языка в самом начале? Эти вопросы вызывали дискуссии еще 3000 лет назад. Однако ответа на них нет и по сей день и вряд ли он когда появится, ибо у нас нет никаких данных о происхождении языка и о раннем его развитии. В 1866 Парижское лингвистическое об-во отказалось рассматривать работы о П. Я., однако на современном этапе развития науки возможны иссл. методами палеонтологии, антропологии, палеоневрологии и т. д. Сюжеты о наделении человека способностью говорить можно найти в мифах разных народов мира: согласно иудаистско-христианской традиции Бог наделяет способностью именовать предметы Адама, у египтян создателем языка был Тот, в вавилонских мифах эта функция приписывается Набу, в ведических мифах - Сарасвати. Идея божественного, или чудесного, П. Я. просуществовала вплоть до 19 в. В связи с представлением о "Божьем даре" возникал вопрос, каким был этот дарованный яз. Геродот сообщает о египетском царе Псамметихе I (7 в. до н. э.), к-рый "установил", что "первоязыком" является фригийский. Долгое время популярной была идея о том, что первый яз. человечества - древнееврейский (Э. Гишар, Данте). Об "адамическом" яз. рассуждали Я. Бёме, Ян Амос Коменский, Т. Гоббс, Г. В. Лейбниц. На роль "первоязыка" выдвигались также фламандский, готский, немецкий, халдейский (арамейский), китайский. Мысль о единой природе всех яз. Земли отразилась в картезианской философии - в "Общей и рациональной грамматике" К. Лансо и А. Арно (1660). Сегодня существует учение о происхождении человеч. яз. из одного источника на научном уровне - теория моногенеза, появившаяся в 20 в. как попытка синтезирования достижений в области иссл. каждой из язык. семей. Сравнительно-историч. метод позволяет путем сравнения праязыков отд. макросемей наметить формы вероятного исходного праязыка. Впервые такие попытки были предприняты А. Тромбетти.

Единств. науч. обоснованием теории моногенеза было бы доказательство единого происхождения всех предполагаемых макросемей, из к-рых происходят все яз. мира. Кроме представления о яз. как о божественном даре, существовали теории о зарождении яз. "естественным" путем. Так, идея о развитии яз. из звукоподражания была выдвинута еще стоиками (3 в. дон. э.). В 18 в. концепция стоиков была подхвачена и получила свое развитие в трудах Г. В. Лейбница и Ш. де Броса. О междометном П. Я. говорил Д. Локк; Э. Кондильяк в "Опыте происхождения человеч. знаний" (1746) пытался понять, как яз. мог произойти "естеств. образом", и выводил "язык возгласов" из "языка жестов". Он дал толчок последующим размышлениям о П. Я., в т. ч. "образной теории" Ж.-Ж. Руссо. И. Г. Гердер в "Трактате о происхождении языков" (1771) подчеркивал, что человек обладает яз. "уже как животное", но, в отличие от животных, человеку присущ разум, к-рый делает его способным к рефлексии, порождающей сначала внутренний, а затем и внешний человеческий яз. По мнению Ж. Монбоддо (1774), яз. - "выражение идей с помощью артикулированных звуков", он базируется на способности к "подражательной артикуляции". В. фон Гумбольдт рассматривает яз. как деят-ность коллективного человеческого духа. Э. Ренан в работе "О происхождении языка" (1848) полагал, что "язык вышел совершенно готовым из формы человеч. духа". Эволюцион. т. зр. на П. Я. связана с доказательством возможности перехода от "языка животных" к яз. человека, поскольку "человека отличает от низших животных не то, что он способен различать членораздельные звуки" (Ч. Дарвин). Рассматривал яз. как естеств. организм, эволюционирующий по биологич. законам, и А. Шлейхер. Широкое распространение получила также "трудовая теория" П. Я., к-рая вначале была выдвинута Л. Гейгером (1867) и разработана Л. Ну аре в книге "Орудие труда и его значение в истории развития человечества" (рус. пер. 1925). Согласно Нуаре, "трудом достигаемые модификации внешнего мира роднятся с теми звуками, к-рые сопровождают работу". Ж. Пиаже выдвинул гипотезу о стадиях развития сенсо-моторного интеллекта, становления обобщенных схем действия, порождающих способность к символизации. Датский лингвист О. Есперсен распределил подобные теории на несколько типов: 1) теория "bow-wow": речь возникла из подражания звукам окружающего мира, особенно крикам животных; 2) теория "pooh-pooh": речь возникла из инстинктивных звуков, вызванных болью, злостью, радостью и пр. чувствами и эмоциями; 3) теория "ding-dong": речь возникла из реакций человека на окружающий мир, из "речевых жестов", отражающих этот мир нек-рым образом (напр., при произнесении слова "мама" артикуляция имитирует движение губ при сосании); 4) теория "yo-he-ho": речь возникла из ритмических выкриков, производимых человеком при совместной деятельности; 5) теория "la-la": речь возникла из звуков, связанных с игрой и песней. Проблема возникновения первых слов появилась в античной яз.-ведческой традиции (вопрос о "правильности имен"). Известный спор о присвоении имен "по природе" и "по установлению" отразился в диалоге Платона "Кратил". Идея об "установителе имен" в новое время возникает у Ж. М. Дежерандо, согласно к-рому в данной функции выступали при возникновении яз. нек-рые гении. По мнению Я. Гримма, язык был изобретен первой парой пралюдей, впоследствии был закреплен и отшлифован их потомками. Современные методы антропологии, палеоневрологии, приматологии позволяют сделать нек-рые выводы о том, в какое время человек мог обладать речью с физиологической т. зр. Так, формирование речевых зон левого полушария головного мозга относят к периоду ок. 500-400 тыс. лет до н. э. (синантроп), но это же полушарие отвечает не только за звуковую речь, но и за координацию движений обеих рук, т. е. может быть связано с "языком жестов". Развитие височно-лобных зон Homo sapiens sapiens позволяет заключить, что его яз. по основным чертам не отличался от последующих яз. мира. Артикуляционный аппарат неандертальца (70-35 тыс. лет до н. э.) аналогичен артикул. аппарату новорожденного ребенка, т. е. позволяет произносить лишь нек-рые звуки, подобные согласным губного или переднеязычного образования и нек-рые звуки, подобые гласным, среднего ряда среднего подъема. Устройство органов речи кроманьонца (35 тыс. лет до н. э.) примерно такое же, как у современного человека.

Лит.: История лингвистич. учений: Древний мир. Л., 1980; История лингвистич. учений: Средневековый Восток. Л., 1981; Донских О. А. Происхождение языка как филос. проблема. Новосибирск, 1984; История лингвистич. учений: Средневековая Европа. Л., 1985; История лингвистич. учений: Позднее средневековье. СПб., 1991; Якушин Б. В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1985.

Лингвистика

Происхожде́ние языка́.

Вопрос о П. я. был поставлен в античном языкознании

(см. Античная языковедческая

традиция) в рамках более общих философских дискуссий о сущности языка (вопрос «о правильности имён»). Одно из

направлений греческой (и позднее эллинистической) науки отстаивало

естественный, «природный» характер языка и, следовательно,

закономерную, биологическую обусловленность его возникновения и

структуры (теория «фюсей» [φύσει] -

«по природе»). Другое направление (теория «тесей» [θέσει] - «по положению», «по установлению»)

утверждало условный, не связанный с сущностью вещей характер языка и,

следовательно, искусственность, в крайнем выражении - сознательный

характер его возникновения в обществе.

Эти два борющихся направления фактически продолжали существовать в европейской лингвистике средних веков и

Возрождения, а затем Просвещения до начала или середине 19 в., тесно

переплетаясь с дискуссией номиналистов и реалистов (т. е. с обсуждением

вопроса о реальности и априорности - апостериорности общих понятий), а

затем - картезианцев и сенсуалистов (т. е. с обсуждением соотношения

рассуждения и чувственного опыта). Однако только начиная с 18 в.

проблема П. я. была поставлена как научно-философская (Ж. Ж. Руссо,

И. Г. Гаман, И. Г. Гердер). Итогом развития исследований в этой области

явилась концепция В. фон Гумбольдта, согласно которой «создание языка

обусловлено внутренней потребностью человечества. Он не только внешнее

средство общения людей в обществе, но заложен в природе самих людей и

необходим для развития их духовных сил и образования

мировоззрения...». В этой концепции (вслед за Гердером) обращается

внимание на единство развития мышления и языка в антропогенезе и на

неправомерность сведе́ния проблемы П. я. к узко языковедческому

подходу. Народ «создаёт свой язык как орудие человеческой

деятельности», - пишет Гумбольдт; это диалектическое положение

стимулировано идеями Г. В. Ф. Гегеля. Гумбольдт отрицал сознательный

характер языкотворчества, что резко противопоставляет его взгляды

распространённым в 18 в. концепциям «общественного договора». Гегель

оказал большое влияние на философию языка 19-20 вв., так, с его теорией

развития связаны положения А. Шлейхера о процессах «языкового созидания»

в доисторический период под влиянием творческого инобытия духа

человечества в языке. Напротив, Х. Штейнталь, опираясь на мысли Гердера

и Гумбольдта, утверждал идентичность проблем сущности и происхождения

языка на основе единства творческой деятельности народного духа как в

доисторический, так и в исторический периоды. Штейнталю принадлежит

мысль о господстве в доисторический период внутренней языковой формы,

что связано с особенностями восприятия и осознания мира первобытным

человеком; сходные мысли высказывал А. А. Потебня. Свои общие положения

Штейнталь конкретизировал в теории звукоподражания (см. Звукоподражания теория). Оппонентом Штейнталя

выступил, в частности, В. Вундт, развивший дуалистическую концепцию,

согласно которой язык зарождается как «инстинктивные движения,

источник которых лежит в представлениях и аффектах индивидуального

сознания... Но языком эти выразительные движения могут сделаться только

в обществе, где люди живут в одних и тех же внешних и внутренних

условиях». Выражая «внутреннюю жизнь», язык «тотчас переходит в

совокупность индивидуумов».

Важным шагом к правильному осмыслению проблемы П. я. была выдвинутая

Л. Нуаре трудовая теория П. я., согласно которой язык возник в процессе

совместной трудовой деятельности первобытных людей как одно из средств

оптимизации и согласования этой деятельности. Трудовая теория

развивалась также в работах К. Бюхера, видевшего истоки языка в

«трудовых выкриках», сопровождавших акты коллективного труда.

В зарубежной науке 20 в. в трактовке вопросов П. я. господствуют два

крайних направления. Одно, «натурализующее», пытается вывести язык из

форм поведения (в частности, коммуникации),

присущих животным, рассматривая эти формы как проявление единых,

изначально присущих животным (и человеку) биологических тенденций

(«теория контактов» Д. Ревеса и др.). Представители другого,

«социологизирующего», направления, напротив, пытаются усмотреть

у животных уже сложившиеся формы социальной жизни и приписывают им

специфически человеческие особенности отражения и осознания

действительности; отсюда, в частности, попытки обучения высших приматов

человеческому языку, поиск у дельфинов «языка» человеческого типа и

т. п. В обоих случаях язык выступает как своего рода прибавка

дополнительных выразительных средств к определённого рода деятельности;

отсюда часто встречающиеся попытки свести проблему к изучению П. я. как

абстрактной системы из систем коммуникативных, точнее сигнальных,

средств, присущих животным. Между тем уже в работах основоположников

марксизма чётко показано, что решить проблему П. я. невозможно, если не

ставить одновременно вопроса о происхождении специфически

человеческих форм отражения и деятельности, генетически связанных с

языком.

Марксистское осмысление проблемы П. я. дал Ф. Энгельс в своём

известном фрагменте «Роль труда в процессе превращения обезьяны в

человека» (1876). Основной мыслью Энгельса является неразрывная

внутренняя связь развития трудовой деятельности первобытного

человеческого коллектива, развития сознания (и вообще психики)

формирующегося человека и развития форм и способов общения. Общение

развивается (и затем возникает язык) как необходимое следствие развития

производственных и других общественных отношений в трудовом коллективе -

у людей появляется что сказать друг другу - и в то же время служит

опорой для возникновения высших форм психического отражения, для

складывания человеческой личности: «Сначала труд, а затем и вместе с

ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под

влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий

мозг» (Соч., 2 изд., т. 20, с. 490). Эти мысли подробно развиты

К. Марксом и Энгельсом также в «Немецкой идеологии» (см. Маркс К., Энгельс Ф. о языке).

С психологической точки зрения развитие психики первобытного человека

под влиянием труда и общения не сводится только к развитию мышления,

только к развитию форм осознания человеком окружающего мира: язык, в

т. ч. в его первобытных формах, участвует в различных сторонах

психической жизни, опосредуя не только мышление, но и восприятие,

память, воображение, внимание, эмоциональные и волевые процессы,

участвуя в мотивации поведения и т. п. Без языка невозможны присущие

человеку формы познания мира и способы взаимоотношения с

действительностью.

С лингвистической точки зрения ошибочна распространённая тенденция

искать «первобытные» черты в структуре современных языков или,

напротив, переносить их особенности (в частности,

членораздельность) на язык первобытного человека. Никакие данные,

полученные путём анализа и сопоставления современных языков, хотя бы

они и касались более древних эпох их развития (например, данные,

полученные в сравнительно-исторических

исследованиях), не имеют существенного значения для проблемы

П. я. как свойства, отличающего человека от животного, так как эпоху

возникновения языка отделяют от самой «глубинной» реконструкции

значительно более протяжённые периоды, а главное, - все эти данные

относятся к эпохе, когда уже сложилось человеческое общество,

обладающее вполне сформировавшимся звуковым языком (см. Глоттогенез). Между тем П. я. связано с

гораздо более архаичными формами взаимоотношения людей и относится

ко времени возникновения общества. Кроме того, язык как

средство общения вообще мог возникнуть лишь как следствие появления

определённых социальных функций общения (см. Функции языка).

Социологическая сторона проблемы П. я. как раз и сводится к вопросу

об этих социальных функциях общения в первобытном коллективе. Они

несводимы к тем элементарным биологическим потребностям, которые

удовлетворяет звуковая сигнализация у животных. «Членораздельная речь

могла сложиться в условиях образования сравнительно сложных форм

общественной жизни..., она способствовала выделению общения из

непосредственного процесса производства в относительно

самостоятельную деятельность» (А. Г. Спиркин, «Происхождение

сознания»). Можно предположить, что функции общения развивались от

«стадной стимуляции» (Н. Ю. Войтонис) к функции обществ, регуляции

поведения и затем, когда средства общения получили предметную

отнесённость, т. е. сформировался собственно язык, - к знаковой функции.

Физиологически П. я. необъяснимо, если анализировать лишь отдельные

анатомо-физиологические отличия в строении мозга, органов речи и слуха у человека по сравнению с

высшими животными. Однако в современной науке, особенно зарубежной

(Э. Х. Леннеберг, США), сильна тенденция выводить особенности

человеческого языка из врождённых психофизических механизмов.

Физиологическая основа речи человека - это сложная система связей,

объединяющих различные зоны коры головного мозга в особую, так

называемую функциональную, систему. Эта последняя формируется на базе

врождённых анатомо-физиологических предпосылок, но несводима к ним: она

формируется у каждого человека в отдельности в процессе его развития.

П. я. и есть - с физиологической точки зрения - возникновение таких,

обслуживающих процесс общения, «функциональных систем» под влиянием

развития труда и всё большего усложнения общественных отношений.

Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч.,

2 изд., т. 3;

Маркс К., Замечания на книгу А. Вагнера «Учебник

политической экономии», Соч., 2 изд., т. 19;

Энгельс Ф., Диалектика природы, Соч., 2 изд., т. 20;

Валлон А., От действия к мысли, пер. с франц., М.,

1956;

Бунак В. В., Речь и интеллект, стадии их развития в

антропогенезе, в сб.: Ископаемые гоминиды и происхождение человека. М.,

1966;

Леонтьев А. А., Проблема глоттогенеза в современной науке,

в сб.: Энгельс и языкознание, М., 1972;

Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 4 изд., М.,

1981;

Выготский Л. С., Мышление и речь, Собр. соч., т. 2, М.,

1982;

Якушин Б. В., Гипотезы о происхождении языка, М.,

1984;

Донских О. А., Происхождение языка как философская

проблема, Новосиб., 1984;

Noiré L., Der Ursprung der Sprache, Mainz,

1877;

Lenneberg E., Biological foundations of language,

N. Y., 1967;

Lieberman Ph., On the origins of language,

N. Y. - L., 1975;

Hildebrand-Nilshon M., Die Entwicklung der

Sprache, Fr./M. - N. Y., 1980.

А. А. Леонтьев.

Лингвистические термины

Одно из основных направлений в современном языкознании. Существуют различные точки зрения и теории происхождения языка. Например, ставшие "хрестоматийными", теория социального договора, рабочая теория, звукоподражательная, междометная теории и др. В современном языкознании решаются три основных вопроса в связи с происхождением языка:

1) Когда возникла человеческая речь?

2) Как это произошло?

3) Какой была речь на первом ее этапе? Наши современники все больше сходятся на том, что настоящий звуковой язык возник примерно 50000 лет назад, а то, что можно назвать языком в нашем понимании, - 30000 лет назад. Современные теории, отвечающие на вопрос "как возникла речь?", можно интерпретировать как теории параллельного коррелята. Интересная мысль звучит у Д. Бикертона. Он считает, что язык - "просто одна из форм эволюционной адаптации".

Теории эволюции языка:

1) теория красного мрамора (Кей, 1989);

2) теория "невидимой руки" (Р. Келлер);

3) теория ноотении (Б. Бичакжян). Существует более 15000 работ, посвященных проблеме происхождения языка.

Происхождение языка неразрывно связано с происхождением человека.

Происхождение человека и одновременное зарождение языка связаны с возникновением и развитием труда. "Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим" (Ф. Энгельс). см. теория звукоподражания, теория междометий, теория социального договора, теория трудовых выкриков.

Полезные сервисы